Происхождение педагогики. Понятие педагогики.
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учи¬тельствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очисти-лась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до сере¬дины XX в. И только в последние десятилетия возникло пони¬мание того, что в квалифицированном педагогическом руко¬водстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики — это наука о воспита¬нии человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, разви¬тие. Расширение пределов понятия «воспитание» вступает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в ми¬ровом педагогическом лексиконе все чаще употребляются но¬вые термины — «андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» — чело¬век и «аго» — вести).
Во все времена педагоги искали лучших путей помощи лю¬дям в использовании данных им природой возможностей, фор¬мировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапли¬вались необходимые знания, одна за другой создавались, про¬верялись и отвергались педагогические системы, пока не оста¬лись самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и на¬ука о воспитании, главной задачей которой становится накоп¬ление, систематизация научных знаний о воспитании человека.
Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной тео¬рии две основные и конечные цели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория во-оружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитатель¬ный процесс в различных условиях, оценивать его эффектив¬ность. Новейшие технологии обучения, образования и воспи¬тания, эффективные методики также рождаются в педагогичес¬ких лабораториях.
При определении воспитания и науки о нем — педагогики будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, на¬правленность и уровень которого объективно отражают достиг¬нутый уровень развития общества. Несмотря на то что педаго¬гика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкре¬тен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учеб¬но-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на опера¬тивное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.
Источники развития педагогики: многовековой практичес¬кий опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традици¬ях, обычаях людей, народной педагогике; философские, об¬ществоведческие, педагогические и психологические труды; те¬кущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований;
опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.