Педагогика//Псковский Педагогический Университет им. С. М. Кирова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Педагогика - лекция

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

08.02.11


Теория обучения и воспитания.
Каким образом взгляды на образование изменялись в процессе изменения общества?
История образования педагогической мысли.
Что необходимо выявить?
1. На двух листах в папочке (А4) - источники для самостоятельной работы - выбрать источник, его читаем, а затем в теме I есть примерный план рецензии на источник; конспект (не ксерокопию) краткий прочитанного источника; выходные данные источника. Содержательно (на что обратить внимание, ключевые идеи, которые авторы поднимают в источнике); к чему, к каким темам он обращается?; какие методы/средства воспитания и обучения предлагает автор в зависимости от того, какой источник выберем. Необходимо эти методы выявить, а не найти четкие указания. Если в источнике упоминания о воспитании послушания? (это все что связано с понятием дисциплина, наказания). Как понимается автором дисциплина? Какие автор дает рекомендации родителям и учителям? Связь с современной жизнью (какие проблемы актуальные современному времени поднимает автор источника; чем вам было полезно знакомство с этим источником; где на практике можно применить полученные знания?)?
В середине марта (примерно) будет собеседование по источнику.
История педагогической мысли на Руси. История образования в древней Руси. ~
Можно использовать из учебников - Латышина, Васильевой, Джуринский А. Н.
История образования и педагогической мысли. Философия и история образования.
Предмет, задачи, функции курса.
Сущность образования и воспитания.
ПРЕДМЕТ - Закономерности исторического развития, практики образования, педагогических идей.
История образования педагогической мысли с древнейших времен до современности.
Источники историко-педагогического знания: научно-педагогическая литература, переодическая, кино, интернет.
Методологические основания истории педагогики, как науки:

0

2

09.02.11


Модель традиционного обучения.
Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.).
1. Причины появления и становления традиционного обучения.
2. Биография Коменского - Социокультурные предпосылки его педагогического учения. Философские взгляды.
3. Человек в концепции Коменского.
4. Дидактика (теория обучения) Коменского — золотое правило: все должно воздейстовать на все органы чувств.
5. Контрольные вопросы:
а.) Что означает принцип природосообразности по Коменскому?
б.) Классно-урочная система.
в.) Третье золотое правило Коменского.
г.) Качественные характеристики учителя по Коменскому.
1604 год - лишается семьи; попадает в общину чешских братьев. Школа в этой общине была проникнута духом схоластики и догматизма.
1632 год - заканчивает свой главный педагогический труд - Великая дидактика (Глав.Идея - всех учить всему).
Концентры образования (через какое количество времени чему необходимо обучать):
1. Дети до 6 лет — материнская школа (дошкольное воспитание под руководством матери).
2. От 6 до 12 лет — школа родного языка (в каждой общине, в каждом селении; для детей обоего пола).
3. От 12 до 18 лет — обучение для юношей - латинская школа (гимназия; в каждом городе, где давались теоретические научные знания).
4. От 18 до 24 лет — Для возмужания молодых людей (в каждом государстве, области создавалась академия; три фака - богословский, юридический, медицинский).
Вывод: каждая ступень обучения является продолжением предыдущей > таким образом Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.
!Построена на философских воззрениях сенсуализма. То что связано с чувствами, с ощущениями (одновременное изучение одной науки или групп родственных наук).
Коменский допускал еще и пятый период: путешествие (возмужалый человек ищет чем бы заняться).
Особенное в проекте - реформирование образования. Материнская школа учитывает природные особенности детей (живые впечатления об окружающей природе). Учить в школе вещам, а не словам. Начинать с реального наблюдения за вещами. Время выхода проекта - с 1632 года по 1657 год.
Цель проекта - создать единую национальную школу, понять, что находится в мире, должен разумно понимать устройство всех вещей.
Общая цель проекта - обеспечение всеобщего права на образование.
Задачи - упорядочить работу школ, распространение знаний, как панацеи от ужасов междоусобиц (мир спасется мудростью - мудрость София) Пансофия - всемудрие, всезнание. Он считал что сие чудо должно быть у каждого за плечами. Это будет способствовать повышению нравственности.
Содержание обучения — 1) Научное образование; 2) Добродетель (нравственность); 3) Религиозность (благочестие).
Школа с трудовой направленностью (всеобщее обучение + трудовое обучение).
4-ый вопрос - в основе познания и обучения лежит чувственный опыт.
Ступени познания:
1. Чувственное познание.
[2. Обобщение. 2а. Живое созерцание.] — теория.
3. Абстракция.
4. Научное знание.
   |5. Осмысление.
   |6. Проверка практикой.
   |7. Мудрость.
Принцип пиродосообразности и *впервые* природа едина, в ней все происходит целесообразно. Царят гармония и порядок. Все протекает постепенно. Природа не терпит ничего бесполезного. Как все в природе происходит естественным путем, также должно идти и воспитание человека. Человек сам является частью природы. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его природой. То есть необхождимо развивать в ребенке задатки заложенные самой природой. Природные задатки (ум, способность действовать и воля + фазово-цикловый подход).
Золотое правило дидактики (принцип наглядности) - задействовать максимум органов чувств. Воздействие на зрение, на слух, обоняние и т.д. и т.п.
Форма организации обучения - классно-урочная система.
I. Неизменный состав учащихся одного возраста.
II. Проведение занятий в точно определенное зрение по расписанию.
III. Одновременно учитель работает со всем классом по одному предмету.
IV. Занятия необходимо проводить по 4-6 часов.
V. После каждого часа - перерыв.
VI. До обеда занятия на ум, память, суждения.
VII. После обеда - руки, волосы, стиль и жесты.
VIII. Учитель - организатор процесса обучения.
IX. Все обучение делится на четверти.
X. Вводятся каникулы.
Успешность, легкость и связь с жизнью, основательность, быстрота.
Дидактические принципы: 1. наглядность; 2. Последовательность и системность; 3. Прочность усвоения учебного материала; 4. Самостоятельность и активность.
Школа - это мастерская, в которой кипит работа. (с) Коменский.
Отношение к дисциплине у Коменского --- цели воспитания это умение человека управлять собой.
Школа без дисциплины, что мельница без воды. (с) Коменский. ><
Против палочной дисциплины средневековья, но требовал, чтобы учитель поддерживал должную дисциплину.
Он считал, что розги и палки - это орудия рабства. Отвергал их применение за плохие успехи в учении, но сохранял, если ученик допустил богохульство или строптивость. За проступки против нравственности, за нецензурную брань, воровство, оскорбление старших. Наказание должно быть строгостью без свирепости. Виды наказаний: словом, насмешка/выговор. Телесные наказания для тех несчастных, кого могут исправить только побои. Наказание должно быть проникнуто отеческим чувством.

+1

3

24.02.2011
Педагогические идеи ретроспектива(история развития идей) послушания, как феномен традиции русской культуры.
В условиях доминирования экономических ценностей наш мир все более дегуманизируется, обнаруиваются противоречия между: обогогащением интеллекта человека и разрушением его духовного дома, потеря религиозного миросозерцания человеком, следствием которой является разорванное сознание, направленное на расчеловечивание человека.
Экология духа и совести в России, экология детства  - это проблемы нац.безопасности России.
Отказ общества от прежних идеалогических схем обусловил возникновение методогического вакуума, заимствование в этих условиях традиций западной культуры, имеющих свою специфику и ментальность, часто не совпадающую с ментальностью российского социума.
Базовые понятия: сердце – сосредоточение душевной и духовной жизни человека, душевных сил человека, действий души(разумный, вожделение, раздражительный) Уркевич: «Сердце –э то нравственный или практический элемент духа, начала воли и душевных аффектов. Человечский поступок из влечений чувствования сердца». «Истинная свобода не может быть без элементов послушания, свобода – это не анархия, а вдохновение, когда преодолеваешь и делаешь то, что не предусмотрено твоей земной природой» -Бирич. Уркевич: «Вещи и люди представляются нам в таком свете, какой мы бросаем на них из глубины нашей души: для несветлого взора все мрачно, для злого сердца все зло».Это первичная форма дисплинированности в дошкольном и младшем школьном возрасте(авторитет родителей – учительница –  сверстники – отрицание авторитетов общества и поиск своего идеала—автономная совесть).
Послушаание
В светском аспекте:
– требование через убеждение, совет
-- привычка повиноваться старшим
-- действие, которое соответствует правилам или указаниям
-- синоним уступчивости, склонность соглашаться с чужой точкой зрения
-- возможность овладевать своим поведением н основе внутриличностного отношения с самим с собой.
В православном аспекте:
-- несогласие с авторитетном мнении и неподчинение из принципа – внутренний отказ от всякого самостоятельного действия, отказ не потому, что надо слушаться, хотя и не согласен, а потому, что мне не ведомо то, что знает мой духовный руководитель(отец).
Виды послушания:  ложное, душевредное, гибельное,
Уровни послушания: истинное, духовное и ложное.
Юркевич(1826-1874) в основе его антропологии библейское учение о роли сердца, как сосредоточение всей духовной жизни человека.
Каптерев(1849-1922) его педагогика использует христианскую антропологию, он пологает, то человек нитожен перед лицом вселенной, главное нравственное учение, набор этичес4их норм.

0

4

Педагогика 10.03.11
Дидактика Песталоции:
«Час рождения ребенка есть первый час его обучения»
Если усилия, которые делает природа для развития человеческих сил оставить без помощи, тогда природа оставит людей только в чувственно-животных свойствах.  По Песталоции человек – социальное существо, природа – скала, на которой заложены все задатки человека. Цель обучения – гармоничное развитие человека. Процесс познания начинается с чувственных восприятий, переработанных сознанием при помощи априорных (за пределами понимания разума) идей.
Средства обучения: наблюдения и опыт. Этапы обучения: 1) беспорядочные понятия 2) ясные понятия 3) очевидные понятия. Силы ребенка должны развиваться естественным путем: 1) через любовь к людям (на основе собственных детских поступков) 2) ум развивается в процессе работы собственной мысли. 3) физическое развитие на основе проявления физических сил. Упражнения должны соответствовать порядку, законам человеческого развития.
Воспитание – развитие человеческих сил от простого к сложному. Центром педсистемы Песталоции является теория элементарного образования  - процесс воспитания и обучения начинается с самых простейших элементов и постепенно переходит к сложным. Теория элементарного образования Песталоции включает элементы: 1) число, усваемое по средствам счета 2) форма, путем измерения 3) слово, благодаря речи. Это песталоции включал в содержание образования начальной школы. Элементарное обучение должно научить ребенка владеть речью, считать и измерять. Кроме того, в начальной школе допустимы арифметика с началами геометрии, рисование, пение, гимнастика, необходимы знания по географии, истории и естествознанию. Человеку необходимо не только знать истину, он должен быть в состоянии делать то, что является правильным и желать делать это. Отсюда – элементарное образование делится на 3 части

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно