Профессиограмма:
• Что это? Это особенности организации педагогической деятельности учителя.
→ Учитель-менеджер: доминируют организаторские, управленчиские навыки; управление педагогическим процессом.
→ Учитель-исследователь: доминируют исследовательские качества; научно-исследовательсткая деятельность.
→ Учитель-духовест: духовно-нравственное развитие учащихся; воспринимает свою деятельность, как миссию, служение - проводник в мир духовности, ценности.
Профессиограмма - идеальная модель учителя/преподавателя/классного руководителя/педагога - эталон (образец) в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функции учителя.
З(нания)У(мения)Н(авыки)
ПРофессиограмма выпускника педагогического образовательного учреждения и учителя включает в себя пять блоков:
1) Психолого-педагогические умения;
- читать и анализировать литературу.
- самостоятельно анализировать педагогические явления.
- анализировать передовой педагогический опыт.
- проводить самоанализ.
- проявлять эмпатию к учащимся, умение входить в контекст жизненной ситуации ребенка.
- организовать себя управлять своим состоянием.
2) Профессионально личностные качества;
- потребность в самопознании.
- трудолюбие и прилежание.
- самопознание.
- дисциплинированность.
- культура поведения и общения.
3) Частно-методически умения.
- умение планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности.
- стимулировать и организовать различные формы внеклассной воспитательной работы.
- анализировать уроки и внекласные мероприятия.
- оценивать действия школьников и свою работу.
- разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям.
- умение мобилизовать на познавательную деятельность.
4) Коммуникативно-оранизаторские умения.
- устанавливать педагогическицелесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
- создавать благоприятный микроклимат/располагать к себе учеников.
- ориентироваться в изменившихся условиях, уметь перестроить свое поведение.
- уметь регулировать внутриколлективные отношения школьников.
- умение риторически, умение поддерживать беседу, умение артистически.
5) Исследовательские умения.
- умение выявлять проблему, определять объект/предмет, цель, задачи, методы исследования.
- умение подбирать диагностические методики (тесты, анкетирования).
- уметь пользоваться инновационными технологиями.
- организовать эксперимент.
- умение обощать, описывать, результаты исследований.